Сторінки блога

понеділок, 10 квітня 2017 р.

Мнемоніка в біології

О. А. БИТЮКОВА

Еще раз о мнемоническом запоминании...


Для любого учителя, неравнодушного к своей работе, крайне важно, чтобы его ученики любили и знали предмет. Каждый из нас стремится сделать свои уроки яркими, эмоциональными и запоминающимися. Ни для кого не секрет, что биология подчас требует запоминания сложной терминологии, заучивания определенных понятий. И перед педагогом встает задача: найти такие педагогические приемы, чтобы сложный и объемный фактический материал стал доступным и легко запоминающимся. В этом, на мой взгляд, может помочь мнемоническое запоминание, или так называемая мнемотехника.
Мнемоника, или мнемотехника (от греч. ταμνημονιχα – искусство запоминания) – совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти за счет образования искусственных ассоциаций (связей).
Слова с неизвестным, абстрактным значением большинству учащихся запомнить сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием – чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.
Мнемоника не совершенствует память, она только облегчает запоминание да и то лишь в тех случаях, когда придуманные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро.
Еще древние греки разработали правила запоминания, основанные на простых, но весьма эффективных принципах и назвали их в честь богини памяти Мнемозины.
Греки обнаружили, что память во многом основана на АССОЦИАЦИЯХ, на умении обнаружить и зафиксировать всевозможные связи между объектами. То, что прочно ассоциируется, – запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, – забывается. К тому же объект, подлежащий запоминанию, должен быть воспринят по возможности всем набором чувств запоминающего лица, то есть как яркий и различными способами глубоко прочувствованный ОБРАЗ. Третьим столпом, на котором зиждется память, является ЛОКАЛИЗАЦИЯ (ФИКСАЦИЯ).

Помимо этих трех фундаментальных, обязательных принципов имеются еще 12 вспомогательных:
– синестезия,
– движение,
– ассоциация,
– сексуальность,
– юмор,
– воображение,
– счет,
– символизм,
– цвет,
– порядок и/или последовательность,
– позитивность образов,
– преувеличение.
Они не являются обязательными, но помогают применять фундаментальные принципы.
Хочу поделиться с коллегами своей небольшой «копилкой» мнемонических приемов, в которую вошли как достаточно известные, часто используемые биологами, так и придуманные мною.

Природоведение (5-й класс)

Планеты Солнечной системы
Эти планеты входят в состав Солнечной системы (начиная от Солнца): Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.
Чтобы запомнить порядок планет, повторите про себя следующее: Маша Веником Землю Мела, Юра Сидел У Норы Паука.
Или: Можно Вылететь За Марс, Ювелирно Свернув У Нашей Планеты – первые буквы слов являются начальными буквами названий планет.
Атмосфера
От ближайшего к Земле слоя до самых отдаленных слоев атмосфера разделяется на Стратосферу, Мезосферу, Ионосферу и самый внешний слой – Экзосферу. Чтобы запомнить порядок их расположения, скажите: Старые Медведи Играют Этюды.

Растения (6-й класс)

Растительные ткани
Лист
Имеет
Механическую
Покровную
Образовательную
Проводящую
Основную  ткани
Учащиеся, запомнив ключевое слово-ассоциацию (название реки Лимпопо хорошо им знакомо по сказке К.Чуковского «Айболит»), смогут вспомнить даже давно пройденный учебный материал.
Систематика растений
Цирк, Огромный Купол Пестрый, 
Словно Радугу, Вознес (ты).
По первым буквам «стиха» легко вспомнить правильную последовательность расположения систематических групп растений: Царство, Отдел, Класс, Порядок, Семейство, Род, Вид.

Животные (7-й класс)

Систематика животных
Для запоминания систематических категорий животных можно предложить учащимся запомнить  фразу: Царский Терем Кто Откроет, Сразу Рыцарем Вернется.
Или, если вам больше нравится, такую: Цепко Тащит Кот Огрызок Серебристой Рыбки Верткой: Царство, Тип, Класс, Отряд, Семейство, Род, Вид.

Анатомия и физиология человека (8-й класс)

Ткани
Эпителиальная
Соединительная
Мышечная
И
Нервная ткань
Единое
Целое
Школьники легко запоминают слово-ассоциацию (эсминец – военный корабль), а затем восстанавливают в памяти типы тканей.
Обмен веществ и энергии
Метаболизм включает два противоположных процесса: анаболизм – процесс образования сложных веществ из простейших компонентов и катаболизм – процесс распада сложных органических веществ на более простые. Пользуясь приемами мнемонического запоминания можно без труда запомнить:
анаболизм – Аня строит; катаболизм – Катя рушит.
ЦНС. Строение головного мозга
Охранять Здоровье Граждан,
(Их) Болезненное Тело, 
Облегчать людскую Стражду –
Явно Благостное Дело.
Стихотворение поможет запомнить названия 12 пар черепно-мозговых нервов, начиная с первой пары: Обонятельный (I), Зрительный (II), Глазодвигательный (III), Блоковый (IV), Тройничный (V), Отводящий (VI), Лицевой (VII), Слуховой (VIII), Языкоглоточный (IX), Блуждающий (X), Добавочный (XI). Остается запомнить только подъязычный – XII пара нервов.
Зрительный анализатор. Фоторецепторы
Днем работают с колбочками, ночью ходят с палочками – для запоминания специфики работы фоторецепторов сетчатки глаза.

Общая биология

Геохронологическая шкала
Геологические периоды можно запомнить с помощью шуточной фразы: Каждый Отличный Студент Должен Курить Папиросы; Ты, Юра, Мал – Пей Ночью ЧайКембрийский, Ордовикский, Силурийский, Девонский, Каменноугольный, Пермский, Триасовый, Юрский, Меловой, Палеоген, Неоген, Четвертичный.
Аминокислоты
Алый Вальс. Летит (из лога)
Медь Прощаний, Трав Финал. 
Глина Серая, Тревога, 
Церемонность, Тишина. 
Аспидные Глуби Листопада
(Падают в) Гигантские Аркады.
То есть: Аланин, Валин, Лейцин, Изолейцин, Метионин, Пролин, Триптофан, Фенилаланин, Глицин, Серин, Треонин, Цистеин, Тирозин, Аспарагин и Аспарагиновая кислота, Глутамин и Глутаминовая кислота, Лизин, Гистидин, Аргинин.
Онтогенез. Эмбриональное развитие
Слово-образ «бегония»
Бластула
Е
Гаструла
О
Нейрула
И
Я родился
Нуклеиновые кислоты
Чтобы учащиеся не путали комплементарные азотистые основания, им можно предложить для запоминания пары слов:
Ананас – ТарелкаЦыпленок – Гнездо.
(Ананас на тарелке, цыпленок в гнезде). А–Т Ц–Г.
Генетика. Хромосомный механизм определения пола
Папа – икс и игрек
Мама – два икса.
Если будет игрек икс,
То родится только сын.
Два икса (и точка),
Родится только дочка.
Функции белков
Нелепая фраза быстро запоминается школьниками, и по ней несложно воспроизвести многочисленные функции белков:
Каждая Девушка Должна Точно Знать Свой Седьмой Этаж.
Начало каждого слова соответствует определенной функции белков: Каталитическая, Двигательная, Дыхательная, Транспортная, Защитная, Строительная, Сигнальная и Энергетическая.
Надеюсь, что этот материал будет полезен коллегам и многие из них воспользуются приемами мнемотехники на уроках биологии.

Джерело : http://bio.1september.ru/

Немає коментарів:

Дописати коментар