ЗАГАДКИ АЛЬБИНОСОВ
Они похожи скорее на игрушки, чем на своих сородичей. В лесу или степи ярко-белый цвет шубки выдает их с головой: таких первыми примечают хищники; от них стремглав убегает добыча. И сами они добычей могут стать очень просто. Быть альбиносом нелегко и опасно.
АЛЬБИНОС- особь, частично или полностью лишенная пигментации
Для справки:
Кожа животного-альбиноса окрашена в светло-розовые тона. Шерсть, перья или чешуя белого цвета, глаза красноватые. Отсутствие пигмента, видимо, связано с генетическими причинами. В их пигментных клетках не хватает особого белка — тирозиназы, отвечающего за синтез красителя. Альбинизм является наследственным признаком, поэтому наблюдается в тех случаях, когда оба родителя передают мутировавший ген своим потомкам.
У животных-полуальбиносов их окрас объясняется не только генетическими причинами. Свою роль здесь играют питание и здоровье. Некоторые болезни обесцвечивают окрас. С возрастом звери порой седеют, как и люди. У птиц альбинизм проявляется иногда после сильного шока — впрочем, и человек от сильных переживаний может поседеть за одну ночь.
|
Как-то один американский биолог приметил в заповеднике целый десяток белоснежных луговых собачек. Они разительно отличались от неприметных сородичей в серых, землистых шубках. Однако следующая поездка в заповедник расстроила ученого. Среди сотен собачек, виденных им, он не встретил ни одного альбиноса. Несложно понять, почему. Эти особенные зверьки были видны издалека и оказались хорошими мишенями на фоне прерии. Белые пятнышки их тел без труда замечали хищные птицы, камнем падавшие точно в цель. Несчастные зверьки погибли, став очередной неудачей природы, которая выставила
их на всеобщее обозрение.
Подобные опыты природа ставит регулярно. Альбиносы встречались почти среди всех видов животных: китов, кротов, летучих мышей, птиц и — спускаясь ниже по эволюционной лестнице — среди черепах, земноводных, рыб.
Запасники зоологических музеев ломятся от аномально окрашенных чучел.
Впрочем, в музейных комнатах можно встретить не только полных альбиносов, чьи глаза светятся красными кружками, но и «полукровок», у которых лишь часть тела окрашена в белый цвет или белеют только перья да шерсть, а остальная фигура дорисована обычными красками.
Встречаются, например, косули-полуальбиносы: спереди они, как положено, бурые, а сзади — будто присели в бочку белой краски.
В природе альбиносы встречаются намного реже, чем в музеях. По подсчетам ученых, на десять тысяч животных приходится один полный альбинос. Во время исследования птиц в Южной Калифорнии среди тридцати тысяч особей нашли лишь 17, так или иначе напоминающих альбиносов.
Похоже, чаще они не встречаются. И не только хищники виной этим исчезающим показателям статистики. За совершенство окраса животные расплачиваются здоровьем. У многих птиц-альбиносов
перья бывают слишком хрупкими, не в пример крепости перышек обычного цвета.
Белые головастики часто не могут превратиться в жаб и гибнут, по-настоящему не родившись.
Альбиносы, ведущие дневной образ жизни, плохо видят и очень чувствительны к солнцу. Не отмечено ни одного случая, чтобы ласточка-альбинос, улетевшая в Африку, вернулась домой. Недостаток пигмента смертелен для нее.
Преследуют альбиносов не только враги, но и собратья. Быть «белой вороной» — значит быть изгоем. Чаще всего подобный «расизм» встречается в стаях таких птиц, как ласточки и вороны.
У пингвинов Адели все прогоняют альбиноса, клюют его; ему не найти пары.
А вот людям зверюшки и пичуги в белых мантиях нравятся издавна. Во многих верованиях белизна — символ совершенства, чистоты. Поэтому животные, выделенные среди собратьев особым идеальным окрасом, пользовались уважением и любовью.
В наше время альбиносам даже легче ужиться в соседстве с людьми, чем животным, себя маскирующим, — на серой ленте шоссе белая фигурка видна издали, поэтому водитель успеет затормозить. Должно же «белым воронам» хоть когда-то везти!
Белого аллигатора можно сейчас увидеть в зоопарке американского штата Аризона. Любители дикой природы устремились сейчас в Личфилд-парк — в кои-то веки доведется поглазеть на такую диковинку. У этого аллигатора даже глаза белые. Впрочем, по меркам крокодильей братии, эта рептилия не такая уж большая — «всего-то» около 1,4 метра. Если учесть, что, скажем, миссисипский аллигатор в болотах Флориды достигает длины 6,3 метра.
Белые аллигаторы — большая редкость. В мире их — раз-два и обчелся. Изредка они встречаются на юго-востоке США. Так что и выставляемый сейчас в Аризоне заезжий гость — явление, можно сказать, исключительное. Отсутствие или нехватка защитной пигментации ставит таких животных в невыгодное положение —их слишком легко заметить. И — сожрать. Но кому это под силу? Да тому же многометровому питону. В октябре 2005 года весь свет обошел снимок, показывающий финал такой «битвы гигантов» неподалеку от Майами — питон уже почти полностью проглотил аллигатора, но... лопнул! Погибли обе громадные рептилии — самые опасные обитатели заболоченных территорий Флориды.
Понятно, что белое легко заметить в мутных желтоватых волнах. Тут уж не прикинешься плывущей корягой. А потому на воле белый аллигатор вряд ли доживет до рекордных размеров, хотя и плавает отлично — гребет перепончатыми лапами и рулит хвостом, бесшумно скользя в воде и высматривая добычу так, что на поверхности — лишь его глаза...
Практически любая рептилия может родиться белой. Те же змеи. Кое-где змей-альбиносов разводят для продажи. Можно заказать белого удава за 25 тысяч долларов или питона, полоза — подешевле. Однако у змей-альбиносов глаза вовсе не обязательно будут розовыми, как у кота или кролика-альбиноса, — они могут быть и черными.
Саламандры, тритоны, лягушки и жабы тоже бывают альбиносами. Но это редкость. Долго считалось, что американская желтоногая лягушка не может быть стопроцентным альбиносом. Оказалось — может. Впервые такую поймали на северо-западе Калифорнии в 1994 году. Это был настоящий альбинос, даже глаза розовые. Точнее, радужка белая, а зрачок — розовый. Встречаются даже членистоногие без пигмента.
Люди, конечно, научились помогать таким животным. В 1980-х годах придумали специальные лосьоны, защищающие от ультрафиолета как людей, так и животных. В зоопарке Сан-Франциско однажды родился кенгуренок-альбинос, так его смазывали этим лосьоном до тех пор, пока животное не покрылось плотной грубой шерстью.
Среди людей и других приматов альбиносы также встречаются.
И все же судьба животных-альбиносов лучше, чем растений, —для тех отсутствие пигментации фатально. В лучшем случае такое растение может прожить без хлорофилла несколько дней и непременно погибнет .
Немає коментарів:
Дописати коментар