Родительское собрание на тему: "Как помочь своему
ребенку учиться"
Цель:
интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной
деятельности учащихся.
Задачи:
·
расширить объем знаний родителей о формах и
методах решения возникших проблем с детьми;
·
выработать совместную программу действий по
стимулированию познавательной деятельности учащихся;
·
выявить проблемы взаимодействия родителей с
ребенком по преодолению учебных затруднений
Форма
проведения: круглый стол
Готовясь к
проведению круглого стола, попросим ребят и родителей ответить на следующие
вопросы:
·
Легко ли быть учеником?
·
Чтобы учение было успешным ...
·
Что обеспечивает успех урока?
·
Почему мы хотим, чтобы ребенок хорошо учился?
·
Что способствует повышению успеваемости дома?
Вступительное
слово:
В детстве
большинству кажется, что учеба требует немало сил. Одни ученики схватывают все
на лету, другие нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут
вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное
восприятие – материал при этом лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у
кого-то могут возникнуть трудности в учебе. Оказывается, более двух третей
неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по
разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и
нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности.
Отсюда успеваемость порой не соответствует уровню собственных возможностей
учащегося.
Обучение идет
очень трудно. Дети начинают переживать из-за оценок. Кто-то пропускает учебные
занятия, объясняя это тем, что как бы он ни старался, не может усвоить в полном
объёме учебный материал, кто-то сидит целыми вечерами, заучивая домашнее
задание. Для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а её
формальный признак – оценка – увы, часто не радует. Кроме того, по оценкам
родители получают некоторое представление о том, как их ребенок учится, ведь
учеба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на
протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно)
обязательно участвуете. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось
с учебой в семьях!
Наша задача
сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной
деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой
деятельности.
Но прежде мы
хотим, чтобы вы улыбнулись, “вошли в проблему”, для этого мы сейчас с помощью
наших детей покажем вам шуточную сценку.
(-Когда ты
собираешься делать уроки?
- После кино.
- После кино
поздно!
- Учиться
никогда не поздно!
- Почему ты
дома не открываешь учебник?
- Ну ты же сама
говорила, что учебники надо беречь!)
Вопрос к
родителям:
- Почему мы
хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился? (ответы родителей на поставленный
вопрос)
Стандартные
ответы – чтобы был не хуже, других, чтобы поступил в институт, сделал карьеру и
т.п. Но это для - нас. Давайте послушаем детей: легко ли им быть
учениками и что значит – хорошо учиться? (выступление 3-4 учеников).
Вопрос к
учителям:
- Что
же, по вашему мнению, обеспечивает успех урока? Приглашенные учителя дают
необходимую информацию о том, что нужно сделать учащимся, чтобы урок прошел не
зря.
Исходя из выше
сказанного следует:
·
Для того чтобы повысить свою успеваемость необходимо
относиться к учебе ответственно!
·
Никогда не оправдывайте свою неуспеваемость
причинами, от вас не зависящими: слишком трудные были задания на контрольной,
придирчив учитель и т.п.
Давайте
спросим сегодня тех, кто к учебе относится добросовестно, в чем секрет их
успеха? (2 учащихся делятся опытом)
Давайте
выработаем программу по стимулированию познавательной деятельности учащихся.
Примите советы, которые помогут повысить свою успеваемость.
·
Серьезно относитесь к выполнению домашних
заданий.
·
Составьте план изучения предметов.
·
Не забывайте устраивать между предметами
короткие перерывы, особенно если задание большое.
·
Домашнее задание начинайте выполнять с трудного
предмета.
Советы
родителям:
·
Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.
·
Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый
незначительный.
·
Ежедневно просматривайте без нареканий тетради,
дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем
спросите, чем вы можете помочь.
·
Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в
него уверенность.
·
Не ругайте, а учите!
А сейчас,
уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе “докопаться”
до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности
Обмен
мнениями по вопросу “Почему у наших детей снижается интерес к учению?”
Подведение
итогов собрания.
Мы сегодня
убедились, что причин “неуспешной” учебной деятельности детей очень много.
Узнать эти причины и избавиться от них можно только при поддержке педагогов и вас
родителей. Каждый ребенок уникален. В заключении хочется, чтобы вы, ребята, не
теряли времени даром и старались изо всех сил хорошо учиться. Тогда ваши
старания увенчаются успехом в учебе, что принесет, в свою очередь, каждому
ученику и его родителям много радости и большое удовлетворение, Я подготовила
для вас буклеты “Психотерапия неуспеваемости” и с удовольствием предлагаю их
вам, завершая сегодняшний разговор (раздаю рекомендации родителям).
Советы
родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О.В. Полянской,
Т.И.Беляшкиной)
Правило
первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит
дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже
получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых
упреков.
Правило
второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от
недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок
просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет
нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности
выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно
переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только
о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.
Правило
третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и
начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него
самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.
Правило
четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка
должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его
личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его
работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна
относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если
благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то
вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.
Правило
пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными
вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского.
Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она
должна быть замечена и оценена по заслугам.
Правило
шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за
что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку,
и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание
и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо:
“не хочу, не могу, не буду!”
Правило
седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо
очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой
соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и
умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид
работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха,
ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не
знаю, но могу и хочу знать”.
Правило
восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он
попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не
толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять
ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без
ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с
ребенком, если это будет достигнуто.
Немає коментарів:
Дописати коментар