Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной)
Правило
первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не
стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже
получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых
упреков.
Правило
второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка,
замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто
“отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к
вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из
множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим,
который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем.
Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.
Правило
третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с
ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого.
Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.
Правило
четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес.
Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь
ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности
надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал
чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок
начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее
основание желания учиться.
Правило
пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными
вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами
соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над
собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Правило
шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить.
Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет
плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь
родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не
могу, не буду!”
Правило
седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно.
Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных
усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи
определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При
дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения
полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу
и хочу знать”.
Правило
восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не
искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого
вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания
постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не
более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.
Немає коментарів:
Дописати коментар